15.07.2016   19:04
МЕЛОДИЧНЫЙ ГОЛОС ДОРОГИ

На протяжении около полутора столетий, с конца XVIII до начала XX века на бесконечных российских просторах, по которым мчались почтовые и курьерские тройки, трудился, звенел под дугой коренника колокольчик, ставший голосом дороги, утешением ямщика среди холода и опасности, звуком радости и скорой встречи. Ушел в небытие гужевой транспорт и вымер поддужно-колокольный промысел. Но еще сохранился в музеях и частных коллекциях этот удивительный предмет…

 

Известный братчанин Спартак Михайлович Арбатский в одном из интервью сказал, что надо собирать вещи на одну тему, чтобы не получилось «каши». Но Николай Кривенко не следует этому принципу, поэтому в его обширной коллекции есть, кроме всего прочего, и поддужные колокольчики – 35 штук. Они привлекли его красивым звоном, многолетней историей и тем, что изготовлены из благородного металла – сплавов меди, бронзы, латуни, часто – с добавлением серебра.
- Каждому поддужному колокольчику не менее 100 лет, - с гордостью рассказывает Николай Иванович о своих реликвиях. – Они различаются по размеру, форме, дизайну. Сохранность колокольчиков очень хорошая, хотя и прошло больше века. Многие из них имеют надписи, где указаны место изготовления, завод, фамилия мастера. Например, будучи в Екатеринбурге в 2002 году, в антикварных развалах на ул. Московской (подобие Арбата) я приобрел прекрасный колокольчик с мелодичным звуком. На его внешней стороне имеется надпись: «Дар Валдая. Завод Е. Клюйкова в с. Пурех Нижегородской губернии» (следует заметить, что медно-литейное заведение Евгения Клюйкова работало долго (1879 – 1914 гг.) и именно здесь была предпринята единственная попытка в 1906 году применить для обточки отлитых колокольчиков двигатель).
Берешь его в руки и невольно представляешь, что именно этот медный колокольчик веком раньше однозвучно звенел в упряжи удалого ямщика.
В коллекции Николая Кривенко есть фарфоровые, глиняные колокольцы, колокол-рында Ленского речного пароходства 1974 года выпуска и даже церковные колокольчики. Существует поверье, что их звон в доме изгоняет злые силы и негатив, приносит в семью благополучие и покой. 
- Церковные колокольчики с надписями куплены мною в храме Христа Спасителя, - продолжает он свой рассказ, - а также приобретены в монастыре святых царственных великомучеников в урочище Ганина яма близ Екатеринбурга, где была поставлена последняя точка в жизни членов царской семьи. 
По словам коллекционера, лет 20 назад колокольчиков было достаточно много и можно было купить их рублей за 200, но теперь те, что хорошо сохранились и красиво звучат, стоят от 5 до 15 тысяч рублей, а то и больше.

 


Вот такая простая, но оригинальная и жизнестойкая вещица является одним из символов Руси. Правда, бубенец был обнаружен учеными в быту многих народов – египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев, но ямщицкий колокольчик стал типично русским явлением. До его появления о приезде почтовой повозки должен был сигнализировать рожок из бычьего рога, но иностранное нововведение не прижилось в России – ямщики заменили его молодецким посвистом. Из Мемеля (сейчас Клайпеда) даже пригласили почтальона для обучения, ввели штрафы – бесполезно! И нашелся же в 70-е годы XVIII века догадливый человек, который первым прицепил на дугу тройки колокольчик, сразу полюбившийся всем и успешно исполнивший роль почтового рожка. Возможно, это связано с тем, что у русских особое отношение к колоколам, а колокольчики – их «младшие братья». 
Хорошо, что этот предмет колокольного семейства, ставший заметным явлением жизни России и оставивший незабываемый след в почтовой связи, гужевом транспорте, кустарной промышленности, литературе и искусстве, сохранился (и даже продолжает звенеть, например, на последнем школьном звонке), ведь это – наша история.


Людмила ВРЖЕЖЕВСКАЯ


На снимке: Николай Кривенко в одной из школ рассказывает ученикам историю поддужного колокольчика 



Категория: МУЗЕЙ В ГАЗЕТЕ | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .