15.07.2016   19:00
ТВОРЧЕСКИЕ ГОСТИ БРАТСКА

(Продолжение. Начало в №№ со 2 по 27)

Уже хотелось поставить точку в газетном экскурсе по страницам «Красного знамени» за 1964 год, но интересные встречи и события того периода удержали от этого. Итак, продолжаем.

 

«Глобус» открывает имена

В мае совсем еще недавно опальный поэт Евгений Евтушенко со сцены ДК «Энергетик» в рамках 27 выпуска устного журнала «Глобус» в течение четырех часов читает отрывки из своей новой, еще не изданной поэмы «Братская ГЭС». Очень хотелось глазами и пером журналистов «Знаменки» прочувствовать атмосферу этого события. Увы, в подшивке за 1964-й целиком, мягко говоря, истреблена страница номера за 9 мая. Скорее всего, именно тут и был материал с «Глобуса», прошедшего 3 числа. Поэтому из собственных знаний и ряда других источников напомним, как это было.

 


Евтушенко

Е. Евтушенко в Братске впервые оказался в августе 63-го. Здесь познакомился и подружился со многими строителями. Гостиниц в городе не было, и тогда еще молодой инженер-гидротехник Алексей Марчук, чей образ запечатлен в поэме, пригласил Евтушенко пожить у себя.
Люди и зарождающийся город произвели на поэта огромное впечатление. В недавно организованном летнем театре без микрофона, сорвав голос, поэт при большом количестве зрителей читал свои стихи. Но что там 500-600 человек против 1400, которые уже через полгода слушали монументальную поэму о большой стройке на Ангаре, и узнавали себя в ее героях!
Евтушенко во всех биографических материалах вспоминает тот день. Рассказывает, как в зале на прочтении главы о Нюшке из деревни Великая Грязь вставали женщины, поднимали руки с младенцами и говорили: «Мы здесь». В кадрах фотохроники ярко запечатлен момент чтения поэмы. А вскоре после той встречи «Красное знамя» начинает публиковать отрывки поэмы. Так что этот факт вполне позволяет датой выхода поэмы «Братская ГЭС» считать не 1965 год, когда произведение было опубликовано в журнале «Юность», а 1964, когда наша газета представила отрывок «Большевик».

 


Ганзелка и Зикмунд

Для «Глобуса», а значит, и для города 1964 год был плодовит на встречи. Не успели утихнуть эмоции от визита Евгения Евтушенко, как Братск
посетили путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд. К тому времени их имена знал не просто каждый чех, откуда родом эти путешественники, но и весь мир, включая Советский Союз. Девять лет прошло с тех пор, как два словацких инженера на отечественном автомобиле «Татра» пустились в дальний поход. За это время они преодолели 76 стран по пескам, пустыням, горам, ледникам и топям. Иным словом, прoехали вдoль и пoперек весь мир, сняли нескoлькo фильмoв, передали тысячи репoртажей пo радиo. Их путевые записки были переведены на 11 языкoв и пoлюбили их миллиoны читателей в разных странах мира.
До Братска, правда, их «Татра» не доехала, оставшись ждать хозяев в Иркутске. Да и сам Братск не входил в их планы, если бы не Фред, который сообщил путешественникам, что афиши о встрече с ними уже висят по всему городу.
Прибыв на нашу землю самолетом, Ганзелка и Зикмунд побывали на Братской ГЭС, промышленных объектах и стали гостями 28 выпуска «Глобуса».
Об этом материал в «Знамени» сохранился, есть и фото этих обаятельных героев. Они в красках рассказали строителям о нюансах своего похода, о том, как в Эфиопии в них стреляли местные бандиты, как четырежды за время путешествия они сидели в тюрьмах то за проблемы с визами, то как подозреваемые в шпионаже.
Много было разговоров о том, как США вообще отказались их принимать. Строителей интересовал и бытовой аспект похода, и даже то, скучают ли путешественники по своим женам. В общем, познавательно и непринужденно прошел тот «Глобус». А через месяц новый гость. 2 августа 1964-го братчане вживую услышали голос Левитана.

 


Левитан

Знаменитый диктор Всесоюзного радио выступил в нескольких клубах города, чем, безусловно, обрадовал братчан. Но было и огорчение. Это сегодня мы знаем образ Юрия Левитана — невысокого, щуплого человека в очках. А тогда, отправляясь на встречи с ним, горожане ожидали увидеть мощного, строгого, как и его голос, гиганта. Ветераны вспоминают, как при появлении на сцене Левитана отказывались верить, что перед ними именно тот человек, послушать которого они шли. Но только он открывал встречу приветствием, как зал взрывался овациями.

 


Симонов

«На трибуне высокий, подтянутый человек с умными глазами, молодым лицом и снеговой белизны сединой», - так начинается в сентябрьском номере «Красного знамени» заметка о встрече горожан с писателем, автором только что вышедшего накануне романа «Живые и мертвые» Константином Симоновым. В клубе «Комсомолец» строители слушают его рассказ о писательском пути, о сюжетах, которые легли в основу его литературных работ. Военную форму Симонов надел в Халхин-Голе, куда был призван на службу. Сразу же был зачислен на годичные курсы военных корреспондентов, а через 5 дней после их окончания началась Великая Отечественная, события которой легли в основу творчества К. Симонова. 
В работе над романами и повестями, как рассказывал в Братске писатель, ему помогают бывшие фронтовые товарищи. Они делятся своими ощущениями военного времени, событиями боев и армейской жизни. После монолога писателя строители завалили Симонова записками с вопросами. Особенно долго он отвечал на вопрос, как записывает воспоминания фронтовиков. Тогда зрители впервые увидели диктофон, которым и пользуется писатель. И поведал интересную историю. 
Однажды товарища-фронтовика Симонов попросил наговорить воспоминания. Тот согласился, Константин Михайлович оставил ему технику, показал, как она работает. Через некоторое время забрал диктофон, а когда расшифровал запись, оказалось, что она заняла 280 страниц интереснейшего текста. 
Симонов решил оформить рассказ с диктофона в книгу за подписью своего товарища. И вскоре вышла повесть неизвестного автора «На войне все трудно».


Каким был завод

И еще одна тема. В эти дни 50-летие отмечает Братский алюминиевый завод. Ровно 52 года назад «Красное знамя» накануне Дня металлурга писало о том, как БрАЗ еще строился. В 1964-м на возведение его мощностей отпущено 10 млн советских рублей. В 1965-м планировалось эту цифру утроить. 
За два года до пуска первой очереди было проложено 40 километров инженерных сетей, уложено 8400 кубометров кирпичной кладки. Начались железобетонные работы по возведению колонн склада огнеупоров и ремблока. В этом же тексте говорится о планах ввода БрАЗа в 1965 году, однако указывается на перерасход средств на строительство и отставание работ со стороны ряда подрядных организаций. А так все силы брошены на монтаж 12 корпуса завода, забивку свай под 11 и ввод котельной на 13,5 тонны пара в час. При этом партийное руководство страны призывает дирекцию строящегося гиганта исключить аврал и штурмовщину в работе и создать все условия для тех, кто возводит крупнейший в мире алюминиевый завод.
Закрывая тему 1964 года, необходимо сказать, что в этом году главным редактором газеты «Красное знамя» стал в прошлом фронтовик, уже опытный газетчик, за плечами которого были годы работы в районках Ананий Иванович Мурашов. Почти два последующих десятилетия «Знаменка» выходила под его руководством. 


Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)



Категория: ВРЕМЯ, НАЗАД! | Рейтинг: 5.0/2
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .