18.09.2016   15:00
ЮРИЙ ТРАВИН: «Я ПРОЖИЛ ИНТЕРЕСНУЮ ЖИЗНЬ»

С фамилией Юрия Травина связана жизнедеятельность и города, и Братского лесопромышленного комплекса. Он приехал в Братск в 1962 году, стоял у истоков строительства комбината, был известен в партийных кругах, а в трудные 90-е решал проблемы горожан. На прошлой неделе братчанин отметил 85-летие.

 

В начале пути

Юрия Михайловича в городе знают: о его жизненном пути уже писали местные газеты, выходили сюжеты на телевидении. Юрий Травин родился в селе Семеновское Костромской области, а когда отца перевели на Адищевскую картонную фабрику, семья переехала в Адищево — место в нескольких километрах от усадьбы драматурга Александра Островского. 
Детство было деревенское, беззаботное, пока не началась война, вспоминает Юрий Михайлович. Так как он был старшим ребенком в семье, работа по хозяйству легла на плечи десятилетнего Юры. Отец на фронте, мать на работе в артели — ткали и вязали для нужд армии. Кроме забот о хозяйстве Юрий помогал матери в артели, присматривал за сестрой и бегал за молоком для самого младшего братика. Отец вернулся только в 1946 году. В то время Юрий как раз окончил школу и поступил в училище. В 17 лет с профессией электрика по программе трудовых резервов попал на Донбасс.
— Первая моя стройка: строили город Северодонецк и азотно-дуговый комбинат, где я трудился в системе гидроэлектромонтажа, — рассказал ветеран труда. — Получил шестой разряд. Потом призвали в армию: посадили в эшелон из 15 вагонов и через всю страну мы ехали в Забайкалье. Под Читой попали в военную школу артиллерийских мастеров, служба там длилась 19 месяцев. Кроме «армейских дисциплин» за это время досконально разобрался в оптике. Позже в распоряжение дивизионного оптика Травина для ремонтных работ предоставили две комнаты, походившие на операционную. Здесь началась и деятельность активиста: оптик стал комсоргом части. После службы вновь отправился на Донбасс, но остаться там не захотел и вернулся в родные края, устроившись на фабрику старшим электромонтером. Закончил заочное отделение Московского техникума, подал заявление на поступление в лесотехническую академию в Питере, в это время уже являясь кандидатом в члены райкома партии. 

 

 

Тянуло на масштаб

Во время службы в армии Юрий Михайлович увидел и осознал масштаб сибирской земли. Что бы ни строилось здесь, имело грандиозный размах. Поэтому узнав, что в одном из северных уголков построят лесопромышленный комплекс, написал письмо с просьбой рассмотреть его кандидатуру для участия в стройке. Приглашение на строительство БЛПК и вызов из академии пришли Юрию Михайловичу одновременно. Над выбором — продолжить учебу или ехать в Братск — долго не раздумывал: его всегда тянуло на масштаб. 

 

 

На большой стройке

В Братске ждали работа, жилье и строящийся город. Тогда на промплощадке стояли только скелеты конструкций зданий завода. И, как ракеты в ряд, удивляли строением и размерами варочные котлы. Поначалу на заводе изучали иностранную документацию, дежурили на базе оборудования. Меньше чем через год дали квартиру, и в Братск переехала жена Юрия Михайловича с двумя детьми. Когда организовалась структура комбината, Юрий Травин в отделе главного энергетика стал мастером по электрооборудованию. 
Закипела работа. Мастер занимался заказами и поставками шестивольтовых распределительных устройств, начался монтаж. Юрий Михайлович подписывал акты скрытых электроработ, поэтому, говорит ветеран, знает все о том, что находится под бетонной толщей полов и под землей на территории комплекса. Встал вопрос, где участвовать в монтаже электросистемы: на КДМ или сушильном цехе первого кордного потока. Выбрал второе. Потом был пуск. 
— Хорошо запомнил такой момент: никто не верил, что на поточной линии обвязывающая машина автоматически перевернет и сама обвяжет кипу целлюлозы, — с улыбкой вспоминает энергетик. — Поэтому в прессе сделали на выходе плиты внизу и вверху, чтобы можно было вручную пропустить проволоку и обвязать на прессе, как делалось в то время на других предприятиях. Дошла кипа до пресса — не прессует. Стали проверять механик и киповец. Все нормально. Обнаружилось, что обратный клапан гидравлики не держал. Отремонтировали. Эту первую кипу уже к ночи пропустили. Обвязывающая машина ее замечательно обвязала, но уже не в присутствии руководства. Все, кто занимался ремонтом, в том числе и я, расписались на этой кипе, и она ушла потребителю. 
Так пошла работа, пускались новые производства и подразделения. Домой приходили только после 9 часов вечера. Тогда жили работой, все было на втором плане — даже семья, поясняет юбиляр.
После была и учеба в институте, работа на должности главного энергетика ЦЗ-1. В начале 80-х эшелона не хватало, чтобы вывезти суточную продукцию, с гордостью вспоминает энергетик. Деятельность завода стабилизировали, наладили кадровую работу, главный энергетик стал вовремя приходить домой. В это время его назначили заместителем секретаря парткома БЛПК: желания кандидатов тогда не спрашивали. Новую должность использовал на благо завода — помогал персоналу решать бытовые и производственные вопросы, старался ускорить получение оборудования и запчастей.
— Стройка на Донбассе для меня не так значима в жизни, как строительство и запуск БЛПК. Там мне не удалось увидеть результата нашего труда и дальнейшего развития, — говорит Юрий Травин. — Я рад и горжусь тем, что завод живет, есть «Большой Братск» и комбинат вышел на более высокий уровень и по мощности, и по содержанию. К этому стремились мы, но не знали, как. Это моя самая плодотворная работа.

 

 

Две стороны партийной работы

Завод работал стабильно, Юрий Михайлович успел потрудиться на разных позициях в партии. Но однажды ему объявили: «Ты должен пойти на должность председателя партийной комиссии по Центральному району города Братска». Согласился не сразу. Приступил к обязанностям через месяц после предложения. С одной стороны работа светлая — принимать молодежь в партию. С другой — разбирать проступки, лишать партийности. В июле 1991 года КПСС перестала существовать, и Юрию Травину предложили возглавить городской отдел по труду. 
— 1991 год. Разруха в стране. Пришлось создавать отдел социальной защиты населения, — рассказывает ветеран труда. 

 

Во главе соцзащиты

Охрана труда, занятость населения, работа с беженцами из Чернобыля — не полный список задач отдела соцзащиты под руководством Юрия Травина. Создавали социальные столовые, формировали продуктовые наборы, организовывали доставку пенсий, находили денежные средства. Братск в решении социальных вопросов был в лидерах области. В 1998 году Юрий Михайлович вышел на пенсию.
— На протяжении моего пути всегда со мной рядом работали и помогали профессиональные и порядочные люди, — подчеркивает юбиляр. 

 

Династия Травиных

Юрий Михайлович гордится не только своей работой и вкладом в жизнь города и завода, но и тем, что его близкие тоже причастны к истории комбината. Жена, Вера Ивановна, на БЛПК отработала 27 лет аппаратчиком химводоочистки. Сестра и брат Юрия Михайловича вместе с женой тоже перебрались в Братск и работали на комбинате. Не меньше, чем отец, заводу отдал и сын Юрия Михайловича - Вадим. Его жена, два внука и внучка также являлись и являются частью большого рабочего коллектива лесопромышленного комплекса. Общий трудовой стаж династии на БЛПК, подсчитали Травины, более 276 лет! 
— Времена были разные, но я прожил интересную жизнь. Захватил почти три века: о жизни в конце XIX рассказывал отец. Век XX и его перипетии мы пережили сами, наблюдаем изменения и в новой эпохе. Но отмечу, что наступило более стабильное время — пенсионеры могут более или менее спокойно и достойно жить. Россия обязательно будет на взлете, — считает Юрий Михайлович. 


Марина ШОФРОН



Категория: ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .