14.08.2016   10:00
О БЕДНОМ СТРОИТЕЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

В воскресенье 14 августа братчане будут отмечать, пожалуй, один из самых значимых профессиональных праздников для города – День строителя. Но праздник – это не только «повод», а еще и отличная возможность подвести определенные итоги. В каком состоянии и с какими результатами подходит строительная отрасль Братска к профессиональному празднику, «Знамени» рассказал строитель с более чем 30-летним стажем, депутат Братской городской Думы Эдуард Демин.

 

 

- Здравствуйте, Эдуард Юрьевич! Не являясь строителем, а лишь сотрудником СМИ, предположу, что из-за экономического кризиса отрасль переживает не лучшие времена. Подтвердите или опровергнете? 
- К сожалению, вы совершенно правы, что времена у строителей Братска сейчас не самые лучшие. Но я не соглашусь с вами в том, что виноват во всем экономический кризис. Я бы говорил о целом пакете причин…

 

- Чувствую, намечается интересный и не совсем праздничный разговор. Расскажите, пожалуйста, об этом «пакете» чуть подробнее.
- Очень часто, особенно в канун профессионального праздника, принято вспоминать, что профессия строитель мирная, созидательная, необходимая всем… Но зачастую это только слова. На практике же широкая общественность относится к строительству несколько поверхностно. Мы часто обращаем внимание на нехватку врачей, учителей, но совершенно не замечаем недостаток, например, квалифицированных сварщиков. 
Вы предлагаете поговорить о строительной отрасли Братска. Возможно, я скажу сейчас крамольную вещь, но в моем понимании ее – отрасли - в нашем городе нет как таковой. Есть некоторые небольшие осколки в виде предприятий т.н. малого бизнеса. Даже если возникнет у кого-нибудь желание собрать всех вместе, мы даже полноценный строительный трест вряд ли соберем. А раньше в Братске было несколько таких трестов. 
На мой взгляд, корни этой проблемы лежат в том, что у нас нет государственной стратегии в области строительства, т.е. ее нет в принципе. И как следствие, нет стабильного рынка. Безусловно, есть некие заказчики, которые по законам рынка хотят что-то себе построить. Например, Востокнефтепровод, Группа «Илим», РУСАЛ, ВСЖД… Да, есть какие-то отдельные объекты, но как таковой целостной картины и понимания своего будущего у строителей нет. 
Я уже вспоминал ранее про врачей. Если хирург не будет 5 лет оперировать, он потеряет квалификацию и, начав работать после большого перерыва, может кого-нибудь покалечить. У нас на предприятии если футеровщик (специалист по антикоррозийной защите) не кладет плитку несколько месяцев, то на новом объекте он всегда начинает с брака. И только переделав 2-3 раза, все приходит в норму.  

 

- Ну, а как же программа по переселению из аварийного и ветхого жилья – это ли не государственная стратегия?
- На мой взгляд, стратегия – это план лет на 30-50. А как на сегодняшний день выглядит программа по переселению, например, для Братска? У нас финансирование прописано до 2017 года. А что потом? Сейчас мы способны строить 20 тысяч квадратных метров жилья в год, и вдруг нам говорят, что в течение трех лет мы должны нарастить строительство до 200 тысяч квадратных метров. Но так не бывает, мы не волшебники. 
Сегодня многие обвиняют администрацию города, что они чего-то там не сделали и реализация программы под угрозой. Но если бы по этой программе средства выделялись планомерно, результат был бы совсем другой. Понимая, что это будет системный государственный заказ, под эти средства мы, строители, готовы были взяться за работу, набрать людей и строить. Но как брать людей, если, построив один дом, заказы кончаются? Что делать с принятыми на работу людьми - увольнять? Я уже не говорю о себестоимости жилья, которая, скажем так, условно навязывается нам…

 

- А давайте все-таки поговорим о себестоимости. Сколько, на ваш взгляд, должен стоить квадратный метр нового жилья в Братске?
- По сути нам предлагают построить жилье по 34 тысячи рублей за квадратный метр. При этом жилье должно быть с отделкой и иметь хорошее качество. На мой взгляд, это утопия! Качество однозначно будет страдать, у застройщика не будет другого выхода, как использовать материалы низкого качества. 
В свое время – три года тому назад мы рассматривали варианты участия в строительстве жилья под переселение, поэтому все детально просчитывали. Не буду утомлять вас этими деталями. Скажу, что, на мой взгляд, сейчас реальная себестоимость должна составлять 44-46 тысяч рублей за квадратный метр. Тогда это будет достаточно качественное жилье без нареканий со стороны новоселов.
В этом же причина и того, что в Братске не строится коммерческое жилье. Оно на 90% развивается только в региональных столицах. Для Братска, как в целом для малых и средних городов, проблема одна – отсутствие спроса на коммерческое жилье. Платежеспособность населения в разы ниже, чем в региональных центрах. Соответственно нет формирования строительной элиты. И на сегодняшний день перспективы отсутствуют напрочь. Себестоимость коммерческого жилья выше стоимости на вторичном рынке. При такой конъюнктуре никто строить не будет. Это закон рынка.

 

- Строительный рынок сжимается, конкуренция возрастает. За счет чего сейчас можно успешно конкурировать? Расскажите на примере вашей компании.
- Наше самое главное конкурентное преимущество – это качество. Мы не беремся за работу, если понимаем, что не сможем ее выполнить вовсе либо не сможем обеспечить высокое качество. Кроме этого, заказчик сейчас очень ценит соблюдение техники безопасности и охрану труда. Все это у нас на первом месте. То же самое касается выплаты зарплаты со всеми положенными отчислениями.

 

- Если позволите, то теперь я скажу крамольную вещь: выплата «белой» зарплаты в наше время вряд ли является конкурентным преимуществом для предприятия малого или среднего бизнеса. Разве можно, платя все налоги, выигрывать тендеры на работу, соперничая с теми, кто налогов не платит, а зарплату выдает «в конвертах»?
- Поэтому наша компания практически не участвует в аукционах. Виной тому пресловутый 44 закон (Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – Прим. автора). На мой взгляд, аукционная система – это погибель для честных строительных фирм «средней руки». Категорически неправильно все определять ценой, не учитывая при этом наличия материально-технической базы, оборотных средств, собственного персонала и т.д. К сожалению, у нас сейчас очень часто бывает так, что тендеры выигрывают фирмы, купившие допуск на производство работ, в штате которых есть только директор, телефон и печать. Получив заказ, он начинает искать субподрядчиков, собирает каких-то «левых» рабочих. Что-то выполняет, но, как правило, половину не доделывает, забирает деньги и исчезает. Это норма сейчас.

 

- Но неужели заказчики до сих пор не поняли, что с такими фирмами лучше не связываться или во время конкурса их не отличить от добросовестных строителей?
- Ну почему не понимают!? Там, где хотят, таких не допускают до работ. Вот, например, Транснефть – компания проводит только конкурсный отбор. А если кто-то понизил цену на 15%, с ним даже разговаривать не будут. Демпинг больше не рассматривается. Сегодня такое понимание есть и у «Илима», и в РУСАЛе… Приходит осознание того, что в конечном счете лучше работать с постоянными, проверенными подрядчиками. 

 

- Очевидно, что вы, как профессионал, отлично понимаете проблемы отрасли. Но ведь вы еще и депутат городской Думы, член партии «Единая Россия», человек, к которому прислушиваются в администрации города… Неужели всех этих полномочий не хватает для того, чтобы облегчить жизнь братским строителям? 
-  К сожалению, реальных рычагов воздействия нет. При наличии средств в городском бюджете мы еще могли бы попробовать попасть в областные и федеральные программы. Но с доходами бюджета сами знаете, какая сейчас ситуация.

 

- А про 44 закон... Неужели не было каких-то инициатив от той же Братской городской Думы в Законодательное собрание региона, в Государственную Думу?
- Конечно, были. Вы думаете, что в Москве не знают этой проблемы? Там тоже не дураки сидят и все понимают. Но мы живем в государстве Российском и для того, чтобы изменить какой-то принципиальный подход, зачастую не хватает самой главной команды.
Так же было, кстати, с программой по переселению, которая развивалась ни шатко ни валко, пока президент не придал ей ускорение. 

 

- Хорошо, депутаты не могут, но администрация города может как-то помочь? 
- Администрация старается, но и она может не многое. Например, провести переговоры с собственниками наших крупных компаний и договориться, чтобы определенный объем работ выполняли местные. Но это все на уровне договоренности. А пойдут ли на это собственники – уже их право. Но я считаю, что это в любом случае перспективное направление. 
Естественно, необходимо участвовать в обсуждении этих проблем на всевозможных областных и федеральных площадках и пытаться достучаться до Москвы. Пусть даже при отсутствии средств, но обратить внимание на беды строительной отрасли.

 

- Ну наконец-то, пусть хоть к концу разговора, но что-то позитивное прозвучало. Наверное, в канун профессионального праздника мы перебрали грустного…
- Вы правы. Поэтому хочу обратиться ко всем, кто причастен к празднику. Уважаемые строители, коллеги! Как говорится, надежда умирает последней, но я уверен, что мы еще будем отмечать свой праздник с уверенностью в завтрашнем дне! Желаю всем крепкого здоровья, терпения, профессионализма и, конечно, благодарных заказчиков!

 

Вопросы задавал Алексей ВАСИЛЬЕВ



Категория: ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .