15.07.2017   10:30
О ЧЕМ ДУМАЕТ МАТЬ, КОГДА СЛЫШИТ КРИК РЕБЕНКА

(Продолжение. Начало в № 2 от 15.01.2016 г. по № 26 от 30.06.2017 г.)

В нашем городе, как и по всей стране, трогательно и душевно, с чествованием многодетных, творческих, молодых и приемных семей прошло празднование Дня любви, семьи и верности. В продолжение праздничного настроя, в рамках проекта «Время, назад!», на примере публикаций прошлых лет мы хотим рассказать о том, как в середине семидесятых пропагандировались семейные ценности. Оказалось это делом непростым: проштудированы подшивки нескольких лет, а информации не очень много.

 

Дефицитом внимания газеты наши славные землячки, конечно же, не были обделены. Страницы «Красного знамени» наполнены зарисовками, очерками, корреспонденциями о братчанках. О том, как они разгружают вагоны или формуют железобетонные изделия, как носят 20-килограммовые почтовые сумки или выдают по три месячных плана в швейном цехе, активно ведут депутатскую работу или занимаются наставничеством. А еще крутят баранки грузовиков, с утра до вечера проводят время с учениками или пациентами. Почти каждый такой материал обращает внимание читателя на то, что после работы женщина находит время для дежурства в добровольной народной дружине, лекторской работы по линии общества «Знание» или для учебы на вечернем отделении института, а по субботам спешит к ребятам подшефной школы. 

 


А вот о том, как та самая женщина занимается собственными детьми, как строит и укрепляет семейный очаг – практически ни слова. Время было такое: женщина-труженица затмила женщину-мать. Супружеские отношения, любовные чувства, женские грезы идеологии того времени были чужды. И только из праздничных передовиц можно было узнать, что, к примеру, в Братском районе в 1977 году было 399 многодетных семей, а десять женщин имели звание «Мать-героиня». В том числе Антонина Георгиевна Рыбкина из Кузнецовки, воспитавшая девять детей. 
Позже в газете мы найдем несколько строк об этой семье. Мама успевает не только на работе и дома управляться, но и на гитаре играет, в художественной самодеятельности участвует, а еще пишет большие содержательные письма в армию сыновьям. В Братске примером материнства служит Зинаида Григорьевна Яковлева, работница «Сантехмонтажа» - мама 11 детей, возраст которых от 20 до двух лет. 

 

Когда шесть ребятишек

И все-таки в череде материалов об общественницах и производственных передовиках мы отыскали те, которые затрагивают семейную жизнь. В той же Кузнецовке жила и трудилась семья Фурманчук. Вера Семеновна доила на ферме коров, Ярослав Людвигович тут же кормил скотину. В семье росли шестеро ребятишек. Мама при том работала в передовом звене. По распорядку рабочий день на ферме у родителей длился семь часов, но Фурманчуки всегда задерживались и не потому, что не успевали, а потому, что привыкли работать по 8-10 часов. Дома между детьми все у них было поделено, кто по двору, кто по хате, кто по кухне. У подруг Веры по ферме тоже были большие семьи, часто все собирались с детьми и мужьями, чтобы поделиться секретами ведения домашнего хозяйства и воспитания ребятишек. 

 

 

Почетный металлург начинал пастухом

Также шесть детей было и в семье родителей почетного металлурга Романа Станиславовича Пекши. Легендарный человек, с 1954-го года в алюминиевой промышленности. Только на БрАЗе участвовал в пуске шести корпусов, был правой рукой бригадира Алексея Симикова. А когда-то, после войны, начинал на родной белорусской земле пастухом. Его отец после фронта вернулся раненным, и вся забота о семье легла на старших сыновей-подростков, одним из которых и был Роман. Чтобы прокормить шесть детей и помочь родителям, мама его и направила пасти скот. 
Уже в мирные дни, работая в Братске, вспоминал он, как не хотелось утром вставать с солнцем. Как плакала от жалости к сыну поднимавшая его ни свет ни заря мать, протягивая сыну лапти, которые еще не просохли от вечерней росы. Как из всей скотины труднее всего парнишке давались овцы. «Эти «косоглазые» совсем не хотели слушать маленького пастушка, разбегались в разные стороны. А он, собирая их в отару, до крови стирал о сырые лапти ноги». Так вспоминал металлург молодые годы и шутил, что сегодня его дочь-десятиклассница также с утра на ногах и также сбивает их в кровь. Только при других обстоятельствах: девочка восемь лет занимается в балетной студии.

 

Отец Фатей и сыновья

В рамках проекта «Время, назад!» мы уже говорили, что все советские газеты в городах и районах размещали интересную и полезную информацию, подготовленную телеграфными агентствами. В 1976-м «Знаменка» опубликовала заметку об уникальной семье мараловодов с Алтая. 13 детей вырастил с супругой Фатей Петрович Попов. Все его семеро сыновей составили основу мараловодческой бригады в совхозе «Абайский». 18 лет бригадиром у них был собственный отец, а когда пришло время уходить ему на заслуженный отдых, во главе семейной бригады встал старший сын Петр. 
Заметка подробно описывает, как работали братья, добывая для государства панты – ценнейшее сырье в фармацевтической промышленности. Когда бригада за три с половиной года выполнила пятилетнее задание, письменную благодарность в адрес главы династии прислал сам Леонид Ильич Брежнев. Вскоре Фатея Попова представили к награждению орденом Октябрьской революции, а его сына – бригадира Петра Фатеевича к званию Героя Социалистического Труда. Еще бы: под его руководством выращивались маралы, с рогов каждого из которых можно было получить более девяти килограммов пантов. Безо всякой рекламы заметка подтверждает несказанную пользу пантов маралов. В ней сказано, что Фатей Попов почти до 80 лет руководил бригадой, а на снимке под заметкой бородатый силач в орденах окружен такими же орденоносными сыновьями. 

 

В горящую избу вошла

Вернемся к братским героям семейной жизни. Об одной из них, Галине Ивановне Кернятис, газета «Красное знамя» рассказала в 1977-м. И был тому повод. Женщина, водитель мусоровозной машины АТУ-3, готовилась к рабочей смене, которая в тот январский день начиналась у нее с обеда. В 11.20 она стояла у зеркала, прибирала волосы, как вдруг услышала отчаянный крик ребенка. Выскочила на балкон и увидела, что из окна соседней квартиры валит дым. Медлить было нельзя. Поскольку горящая квартира находилась в другом подъезде, женщина приняла решение пробраться в нее через свой такой же заснеженный балкон, несмотря на то, что это был четвертый этаж. 
Позже она расскажет, что пробираться с балкона на балкон ей было проще, чем выбить шпингалеты оконной рамы, за которой погибал ребенок. Вначале Галине поддалась задвижка на форточке, проникнув в нее по пояс, женщина нащупала шпингалет всей фрамуги. И вот она в задымленной квартире, где темно, душно, где незнакомая планировка, да хоть бы и знакомая, все равно ничего не видать. 
Ориентировалась по дыму, он валил от ковровой дорожки, на которой и стояла горящая пламенем елка. Позже выяснится, что второклассник Сережа Суворов решил под елкой заняться выжиганием, только не на фанере, а на простой картонке. Она и стала причиной пожара. 
Выяснится позже, а сейчас надо было искать ребенка. Обнаружив мальца, Галина Кернятис перенесла его в другую комнату, а сама начала спасать жилище. Подув на ладони, которые уже взялись волдырями, она свернула горящую дорожку, вышвырнула в окно, следом полетела и горящая елка. Набрав ведро воды, женщина принялась заливать пол. В это время прибыли пожарные. Это они найдут в пострадавшей квартире расческу, с которой застал Галину у домашнего зеркала детский крик. Оказывается, и через балкон перелазила, и окно вскрывала с расческой в руках. 
Также быстро Галина Ивановна поспешила и с места пожара, торопилась в гараж. Выскочив на дорогу, по-шоферски остановила проезжающий самосвал, тот подбросил до гаража, и ровно в час Кернятис была на линии. Когда ее корреспондент спросил, о чем думала, решившись прийти на помощь, женщина ответила: - А о чем может думать мать, когда слышит крик ребенка? У меня ведь своих двое.


Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)



Категория: ВРЕМЯ, НАЗАД! | Рейтинг: 5.0/1
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .