18.03.2016   19:40
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ

(Продолжение. Начало в №№ со 2 по 10)

С первых лет создания городская газета пишет о знатных земляках. Героями очерков и зарисовок «Знамени» в разные времена были колхозники, строители, металлурги, учителя, лесники, школьники, доктора, пенсионеры и другие категории населения. Под разными рубриками наши коллеги рассказывали о тех, кого отличает жизненный или трудовой путь. В подшивке за 1959 год под рубрикой «О людях хороших» - десятки замечательных историй. 

 

Некоторые публикации нельзя читать без дрожи. Заметка «Выход найден» в № 84 рассказывает о том, как лихо на строительстве Братской ГЭС трудится бригада плотников Никиты Хотулева. В один из дней комсомольцы Андрей Курбало и Евгений Ступин получают задание сделать настил брусьев для автодорожного проезда по боковым выступам плотины на 305 отметке. «Внизу под выступами бушует Ангара, как же работать над пропастью? Для того, чтобы просверлить перила и закрепить их болтами к брусу, плотнику необходимо иметь точку опоры. Но такой точки над водной бездной нет.
Тогда Андрей Курбало предлагает обвязать себя за пояс веревкой, другой ее конец попросит друга затянуть за опору. Оказавшись буквально в висячем положении, причем вниз головой, смельчак Курбало начал электродрелью просверливать отверстия в перилах. А потом в таком же положении крепить их к брусьям. Когда голова плотника затекает кровью, ему на смену приходит друг Евгений Ступин, закрепившись по такому же принципу».

 


Потерялся Ветерок

Объявления бывают разные. В советской печати они не носили коммерческого характера, а служили исключительно для информирования населения. Что-то из объявлений 1959-го созвучно сегодняшнему дню. Через газету также извещали о наличии вакансий. От имени трудовых коллективов выражали соболезнования коллегам по случаю потери родственников. Сообщали об открытии подписки на газеты и журналы.
Но все-таки большинство объявлений той поры будут в диковинку современному читателю. «Соколова Галина Федоровна, проживающая: г. Братск, пос. Ока, ул. Маяковского, 19-4, объявляет о возбуждении дела о разводе с Соколовым Валентином Ивановичем, проживающим: Московская область, гор. Чехов, ул. Советская, 23-46. Дело будет рассматриваться в народном суде 5-го участка г. Братска». Трудно представить, для чего делались сообщения. Но, судя по их регулярности, можно предположить, что такие объявления носили обязательный характер. Иногда их по три-пять в одном номере «Знамени». 
Закона о защите персональных данных, как и закона о защите частной жизни, в те годы не было. Но удивляет даже не публичность сведений, а тот факт, что стройка все-таки стоила прочности многим семейным союзам. О возбуждении дела о разводе заявляли через газету как женщины, так и мужчины. Вторые половины заявителей, судя по адресам, оставались в далеких от Братска городах и селах. Вот они, последствия разлуки.
Но вернемся к объявлениям. «Книготорг № 4 просит подписчиков в течение двух месяцев выкупить подписные тома: Л. Толстой, 1-10 т.; А. Толстой, 3-6 т.; Ч. Диккенс, 9,10 т.; М. Твен, 1 т. В противном случае книги пойдут в свободную продажу». А вот объявление в номере от 11 июля: «Разыскивается лошадь по кличке Ветерок вороной масти, высокого роста, с уздой, пропавшая в районе станции Турма. Знающих что-либо о животном просим сообщить во вторую экспедицию инженерных изысканий». 
А вот и того грустнее текст. На дворе 1959-й, значит, все ближе время наполнения Братского водохранилища. Газета робко и редко пишет о затоплении. Более того, встречаются такие объявления: «11 июня в 15 часов в поселке Постоянный состоится встреча, посвященная прощанию с Падунскими порогами и со всем, что уходит в прошлое. Краевед П.А. Емельянов проведет беседу о прошлом Братского района».
В том же номере объявление, характерное для того времени, которое с ностальгией, вместе с колбасой за 2,20, вспоминают первостроители: «Братский горком профсоюза работников просвещения предлагает турпутевки по СССР. Киев - 100 рублей на 10 дней. Рига – 120 рублей на 10 дней. Ялта – на 15 дней 180 рублей. Одесса - на 15 дней 100 рублей. Сочи-Сухуми - на 20 дней 240 рублей». 

 


Как-то с транспортом неладно

Транспортное обслуживание братчан от городских перевозок до междугородных всегда было в поле зрения газетчиков. В подшивке за 1959 год и читатели, и журналисты нередко «проходятся» по этой сфере. Читаем заметку пассажира Вегельникова: «17 июля из-за плохой погоды вылет и посадка на иркутские рейсы в Братском аэропорту не состоялись. Пассажиры вынуждены были ждать до следующего дня. На ночлег они устраивались, разостлав газеты на полу, на скамейках и даже на столе в комнате ожидания размером 10х12 м. Почти сутки люди были «привязаны» к своим чемоданам, т.к. нет в аэропорту камеры хранения ручной клади». 
Первая часть этой заметки очень понятна, но вот что автор письма пишет, а газета публикует в продолжение темы: «Между тем, все ожидавшие рейсов пассажиры заметили, что в аэропорту есть помещения, в которых работают сотрудники порта. Стоило бы начальнику порта подыскать для своих работников более скромные помещения, а эти отдать пассажирам и побеспокоиться о раскладных кроватях, чтобы не испытывали мучений». 

 


«Фридрих Энгельс» показал хвост 

Это уже отзыв о работе водного транспорта. «14 июля мы, группа экскурсантов в количестве 95 человек с пристани Заярск, поехали до пристани Братск, чтобы посетить строящуюся Братскую ГЭС. Обратные билеты на пароход «Фридрих Энгельс» мы забронировали радиограммой на имя начальника пристани Братск товарища Фрыгина и добавили в текст просьбу задержать отправление рейса на один час, т.е. до 6 часов вечера, так как не успевали по расписанию. Начальник пристани Заярск тов. Фокин заверил, что Фрыгин нашу радиограмму получил.
Экскурсия у нас была настолько интересной, что не хотелось расставаться с Ангарой. Все же мы нехотя рассаживаемся в автобусы и через час уже у пристани. Но что это? Еще не верим глазам своим, как слышен чей-то голос из группы: «Ушел». Все, как один, бросаемся к окну автобуса и видим, что с возрастающей скоростью уходит вдаль теплоход, хотя на часах было начало шестого. 
На пристани нам ничего вразумительного не пояснили. Начальник Фрыгин, оказывается, в этот день вообще на работе не появлялся. Продрогшие и мокрые (в Братске в этот день шел дождь) мы, все 95 человек, остались на берегу. А ведь утром всем на работу. Пришлось пешком идти до Мостового и там ночевать. Ни свет ни заря первым поездом мы вернулись домой, на работу многие опоздали». 
А вот уже совсем близкая к нашим дням газетная история с автоперевозками из 59-го. «В Братском автохозяйстве недавно опробовали хорошее дело – сняли с дальних рейсов кондукторов, поручив эти функции водителям. Понятно, что водители теперь заработком не обижены. Раздолье: от самого Падуна до старого Братска контролера днем с огнем не сыщешь. Правда, водителю приходится быть психологом, чтобы с первого взгляда определить, дать билет пассажиру или нет. Командировочным, например, билет обязательно нужен для отчета, а частным лицам он ни к чему. 
В минувший четверг отправляется последний рейс на Падун (автобус 78-61). Заходит семья с чемоданами и с детьми, едут на вокзал. Подвыпивший глава семьи вручает деньги водителю со словами: «Билетов не надо». Жена ему шепчет: «А вдруг кондуктор?». Но водитель успокаивает: «Гражданочка, не беспокойтесь». Вот так на первой минуте рейса водитель положил в карман 15 копеек. 
Дальше еще интереснее: забегает группа молодежи и умоляет довезти до Зеленого, хотя это не по маршруту. Водитель напустил на себя важности, мол, выходите, задерживаете всех пассажиров. Пока идет перепалка, из салона доносится: «Да везите уже их на Зеленый!». Водитель только этого и ждал. Он собрал с группы по рублю и отвернул к Зеленому. Ребята вскоре вышли, о билетиках, понятно, никто не заикнулся. Хорошо быть водителем, и с маршрута можно свернуть, и денежки в карман положить». Вот такой материал. Подпись под ним без расшифровки - просто Илья Брадовских. 


Что такое интеграл

Ответ здесь не найдем, зато узнаем из газеты, как прошел выпускной вечер в Шамановской средней школе в 1959-м. «Поначалу здесь все было весело. Освещенные классы наполнили прекрасные мелодии вальса. Молодые пары кружились и пели. В это время из соседней комнаты, где за накрытыми столами с яствами восседали приглашенные, особо выделялся зычный голос председателя исполкома Шамановского сельсовета Василия Васильевича Перетолчина. «Так нет, ты мне скажи, что такое интеграл? - назойливо донимал он завуча, учителя математики Ивана Филипповича Часовитина. «А, не знаешь, вот-вот, - не унимался гость, - а еще учитель». 
«Позвольте, Василий Васс….», - пытался вставить учитель. Не успел он закончить фразу, как со словами «Не позволю!» Перетолчин звонко шлепнул пощечину математику. Все всполошились, начали унимать буяна, но не тут-то было. Удары сыпались налево и направо по соседям Перетолчина. «Я вам покажу интегралы, я знаете кто?» - петушился начальник. Наконец его скрутили, руки и ноги зажали, но никто не учел зубы, отчего и пострадал учитель Константин Черных. От укуса тот распахнул руки, которыми держал Перетолчина. «Ага, боитесь меня, сейчас дам», - снова оживился Василий Васильевич. И дал… директору школы Ильину. Перетолчин махал руками и ругался до тех пор, пока не остался в комнате один. Вот так прошел выпускной в праздник Святой Троицы в Шаманово. И все это с молчаливого согласия директора совхоза тов. Вертепо». 


Кролики у пионеров

Понятно, что этот случай - не норма школьной жизни Братска в 59-м. В городе строятся школы, у каждой - шефы из числа предприятий. Летом дети отдыхают в пионерских лагерях. В «Ангаре» на каждую смену собираются по 260 ребятишек. В газетной заметке об этом читаем: «Здесь все сделано для того, чтобы детям было хорошо. Есть неширокая тихая протока для купания, душ с теплой водой, уютные домики для каждого отряда, большая столовая, сети для рыбалки, стадион. 
Недавно в пионерский лагерь завезли кроликов. Но самое привлекательное в «Ангаре» - это трое друзей: медвежата Миша и Маша да собачка Белка. Часами дети проводят время у клетки с «хозяевами» сибирской тайги. Хорошо проводят каникулы дети гидростроителей!».
От положительного примера - к критике. Она касается питания детей на школьной площадке п. Анзеба. «В столовой первым делом начинается борьба за место, не всем хватает стульев за столами. Неужели нельзя обед провести в две партии? Смотрим дальше. В меню нет ничего свежего, кроме зеленого лука. Свежее мясо заменяется тушенкой. Работники столовой изощряются не в блюдах, а в их названиях. Одно и то же блюдо они записывают в меню то как «макароны с тушенкой», то как «макароны по-флотски». К особенностям 1959-го мы еще вернемся.


Алла ТИРСКИХ 
(Продолжение следует…)



Категория: ВРЕМЯ, НАЗАД! | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .