18.03.2017   11:00
СПАРТАК АРБАТСКИЙ: «БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЕ, ЧТО МОЖЕШЬ, ЧТОБ ВТРОЕ БОЛЬШЕ ОТДАВАТЬ!»

Перед встречей с охотником, рыбаком, художником-оформителем, «Народным мастером Иркутской области», «Строителем Братской ГЭС», лауреатом фестивалей народного творчества, «Почетным членом общества охраны памятников истории и культуры», коллекционером, бывшим руководителем объединения самодеятельных художников «Колорит», поэтом Спартаком Арбатским я задумалась о том, что можно еще поведать о человеке, которого не надо представлять и про которого, кажется, написано, сказано и снято все? 

 

Но его личность так многогранна и удивительна, он обладает столькими разносторонними способностями и качествами, что в созданном портрете не лишним будет еще один штрих. 

 

Не останавливался перед опасностью

Спартак Михайлович переполнен воспоминаниями, до того насыщенная, интересная и даже опасная у него жизнь. Просто трудности он находил сам на свою голову, такой рисковый всегда был. 
- Вырос я на Нижней Тунгуске, где живут рыбаки, охотники, люди таежные, сильные, вольные, что-то же и от них передалось, ну а дури, видно, своей хватает, - смеется он. - Считаю себя счастливым человеком, потому что подводил, как говорится, итоги на свое 80-летие, так у меня больше 20 смертей могло бы быть: по скалам когда лазил, по порогам, шиверам сплавлялся в резиновой лодочке, переворачивался и плыл в ледяной воде, держась за эту лодку одной рукой, говорил: «Отпущу только на том свете»; спасал людей, четыре раза тонул, так как плавать не умею, стоял ногами на дне Нижней Тунгуски и выплыл; когда жили мы в предместье Киренска, и школа находилась на другом берегу реки Киренги. Я пацан был беспокойный, и как-то на уроке умудрился дунуть в непроливашку - и в долю секунды весь в чернилах! Класс ржал. Вызвали мать. А я и пошел за ней по неокрепшему, лишь ночью вставшему льду… Помню, в четыре года подошел к медведю. Хорошо, он был на цепи и не дотянулся до меня. 
Еще Спартак забирался на церковные купола, а однажды на Братской ГЭС, чтобы не обходить вокруг, полез на эстакаду по канату над обрывом. Рисковал, не останавливался перед трудностями, не говорил: я туда не пойду. Только туда надо, натура такая, как чувствовал, что кто-то спасает и помогает. «Делай свое дело, а Бог - он все видит. Случай, случай, но я везучий», - размышляет Спартак Михайлович.

 

30 лет с «Колоритом»

В 1983 году было создано Братское объединение самодеятельных художников «Колорит». С этого времени 29 лет Спартак Михайлович руководил им, представляя «Колорит» на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом. «30-летний юбилей мы все же отметили вместе, - вспоминает он. – Когда «Колориту» исполнялось 20 лет, я подсчитал, мы сделали больше 300 выставок больших и маленьких, но не получали за это ничего, кроме грамот, дипломов… Мы, конечно, с «колоритовцами» дружим, встречаемся. Вот аукцион благотворительный проходил для детей, так я отдал восемь работ своих, поделок, и «колоритовцы» принесли, я попросил, хотя уже не председатель. Самое важное: быть человеком и оставаться им всегда». 
Вся жизнь Арбатского подтверждает, что у него это получилось. Коллега по увлечению, коллекционер Николай Кривенко так говорит о нем: 
- Имя Спартака Арбатского вошло в историю культурной жизни Братска. На протяжении многих лет творческое объединение «Колорит» - уникальное явление для Братска и Иркутской области. Несколько десятилетий его выставки радуют не только братчан, но и жителей других городов. Некоторые художники давно переросли рамки самодеятельных – это Богдан Швак, Олег Логинов – их имена заняли свое место в справочнике профессиональных художников России. Арбатский и сам художник, из-под его резца вышли прекрасные экспонаты декоративного прикладного искусства. Его коллекции неоднократно выставлялись в художественных залах Братска и других городов, многие экспонаты стали частью фондов Братского объединенного музея. Он ездит в экспедиции по охране памятников истории и памятных мест, принимал активное участие в становлении музея «Ангарская деревня». Пишет стихи, издает книги. Долгих лет жизни, Спартак Михайлович, и успехов во всех начинаниях!

 

 

Лучший охотник по перу

Спартак Арбатский – увлеченный охотник. «По охоте у меня много приключений, - делится он, - мне говорят: напиши книгу. Ведь я все время вёл охотничий дневник, в котором до белочки, птички, килограмма рыбы, ягод, чаги - всё записано! Рябчиков больше тысячи добыл, потом, после тысячного, я их уже не записывал. Отпраздновал с художниками убиенного мною тысячного рябчика, его фото висело на стене. Вряд ли кто столько добыл, я по 100 штук сдавал каждый год, за это корочку и получил «Лучший охотник по перу» и титул «Рябчиковая смерть». Еще есть звание из охотничьих «Зоркий сокол», потому что я 10 лет держал 1 место по стрельбе в соревнованиях. А в детдоме в Ербогачене мы с другом за два года добыли четыре тысячи бурундуков. В моей книге «Пора собирать камни» про это всё написано». 

 

Таких, как Леонов, забывать нельзя!

С душевной болью вспоминает Спартак Михайлович своего друга Октября Леонова: «Он 10 лет проработал в музее, получая 74 рубля зарплаты, оставил городу «Ангарскую деревню» и при этом был персоной нон-грата. Нам не всегда давали деньги на экспедиции, все приходилось делать за свой счет (в музее стоит двухскатный лабаз, вывезенный Арбатским вместе с двумя девушками с реки Каты – 700 км от города!), но Октябрь же нашел силы и мужество, жизнь свою отдал за эту деревню! Вот как надо, сейчас так люди не живут, не принято».
Об этом легендарном человеке Арбатский готовит книгу. По его словам, сам он книги не пишет, но собирает статьи, а потом их объединяет. «Знаю из жизненного опыта, что тот, кто пишет мемуары, себя не обидит, обязательно выдвинется. Поэтому решил: пусть скажут другие, им со стороны видней. Я поднял свой архив и нашел почти 70 вырезок из газет. Там все правда. Свою книгу «За пятью морями и двумя океанами» я написал, когда был в экспедиции в Арктике, вел дневник, а спустя много лет наткнулся на него. Почитал, столько нашел интересных моментов! И решил выпустить». Так дневник путешественника стал книгой. 
По словам Арбатского, в книге о Леонове, которую он готовит, полностью раскрывается вся правда о строительстве «Ангарской деревни». Здесь уникальные фото Октября Михайловича, его переписка с Вампиловым. Планировалось, что книга выйдет к 370-летию Братска-острожного - не нашлось денег. Но есть договоренность с мэром и надежда. Спартак Михайлович уверен: в «Ангарской деревне» должен стоять памятник Октябрю, который, в общем-то, готов (нет постамента), скульптор Геннадий Клейменов сделал его бесплатно. «Леонов у нас забыт, а такого человека нельзя забывать!», - говорит он.

 

300 мыслей-забегаловок

Еще он постоянно сочиняет: ночью не спится, пришла мысль – записал, поэтому и называются они забегаловками, 300 уже накопилось плюс различные стихи. На вопрос, как надо правильно жить, сначала отвечает шуткой: «Да, жизнь дается один раз и некоторые думают, что прожить ее надо так, что, когда оглянешься, увидишь гору бутылок и плачущих женщин. Я так не думаю (смеется). Когда перед 80 годами оглянулся: ни бутылок, ни женщин, ни «Мерседеса», ни делянки в лесу, ни коттеджа… Ничего. Я живу вот так. И понял: жил не для себя, а ради всех, ради работы. 43 выставки сделал за свой счет не только в Братске. Когда все отдаешь, это не плохо, у меня есть на эту тему мысль-забегаловка: «Бери от жизни все, что можешь, и даже надо меньше спать, бери от жизни все, что можешь, чтоб втрое больше отдавать!». Сколько любви, мудрости присутствует в этих коротеньких произведениях: «Человечество забило тревогу: интернет перешел нам дорогу!»; «Незаслуженно мир жесток, лучше сделать не мог даже Бог»; «Земля везде прекрасна, не обижай ее напрасно». 

 

Людмила ВРЖЕЖЕВСКАЯ


На снимках: два Спартака: кот Патя и Арбатский (так, будучи совсем маленьким, он выговаривал свое имя)

Спартак Арбатский – патриот города
 



Категория: ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .