23.04.2016   15:56
БРАТСКОЕ МОРЕ МОЕ…

(Продолжение. Начало в №№ со 2 по 15)

Все ближе рождение моря. 6 июля «Красное знамя» начинается с лозунга: «До наполнения водохранилища осталось 57 дней. Приложим все силы и средства для  окончания лесоочистки и переселения людей из зоны затопления!». Дальше, вплоть до конца года, газета будет много писать о переселении, можно встретить даже такой чудовищный для нынешнего восприятия заголовок, как «Конец Братска-острожного». Об этом позже, а пока - об историческом значении самого дня 6 июля.

 

В этот день 1961-го прошел первый пассажирский поезд по железнодорожному мосту на плотине Братской ГЭС. Гигантский километровый мост поднялся на 90 метров над рекой. Прежний участок магистрали Тайшет-Лена в 178 километров попадал в зону затопления. Коллектив Ангарстроя перенес его на незатопляемые отметки, и вот теперь новый мост позволит составам идти на Север. 
Тысячи строителей пришли на встречу первого поезда. Под духовой оркестр и гудки четырех двухконсольных кранов на гребне плотины вопреки расписанию не на станции, но перед красной ленточкой остановился поезд «Красноярск-Лена». Пассажиры совсем не огорчились такой остановке, они были смущены и радостны. Вначале из окон вагонов они наблюдали недолгий митинг, потом пассажирам открылась неповторимая панорама с лентой красивой реки, тайгой и строительной площадкой гидростанции. 
Дальше поезд так же торжественно встретили уже на плановой остановке станции Гидростроитель. Арон Маркович Гиндин на митинге в Гидростроителе сказал: «Все мы помним, как шесть лет назад вот на этом месте была Осиновская заимка из трех домов-развалюх, а сегодня в поселке на Правом берегу живут 36 тысяч человек. Впереди у нас большие задачи и все их мы выполним!».

 

Рождался отряд железнодорожников

Действительно, железнодорожники вместе с гидростроителями проделали огромную работу. Газета много пишет о тех, кто посвятил себя железнодорожному ремеслу. Вот интересная заметка: «Обычный парень, каких много у нас в Сибири. Открытая ясная улыбка и большие ладони у трудового человека - осмотрщика вагонов Валентина Капинуса. 
Холодным мартовским утром два года назад сошли на станции Вихоревка три паренька – Женя Бойченко, Вася Лето и Валя Капинус. Все трое только-только получили дипломы Криворожского железнодорожного училища, и все трое решили поехать в Сибирь на строительство магистрали Тайшет-Лена. Молодых специалистов приветливо встретили в Вихоревке. Вначале работать было тяжело. «Попросту холодно было, – вздыхает по вишневым украинским садам В. Лето. – Давайте так решим, предложил я после приезда, отработаем год - и домой. Теперь, как видите, второй пошел, а мы тут».
И не подумывают уезжать новоявленные сибиряки. Разве только в отпуск. Валентина в депо приняли уже кандидатом в члены КПСС. За активную жизненную позицию товарищи избрали его секретарем комсомольской организации станции. В этом году Капинус поступил на заочное отделение Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта». 

 

Начальство сильно волновалось

Но вернемся к переселению. Газета четко передает волнения руководства города по поводу низких темпов очистки ложа водохранилища и медленной подготовке людей к переезду на новое место. Комбинату «Братсклес» не хватает вагонов для отгрузки древесины. На складе Окинского ЛДК имеется 30 тыс. кубометров горбыля и 50 тыс. кубов древесины. Все это руководство ЛДК собиралось сжечь, чтобы не мучиться с вывозом. Но «пустить красного петуха» побоялись из-за близости комбината к поселку, в котором проживают 264 семьи. Начальник Окинского ЛДК не знает, куда переселять этих людей. А ведь до этого нужно еще разобрать дома. 
Плохо идут дела и на Шамановской ремонтно-технической базе: здесь не приступили к демонтажу станков. В Большой Каде за месяц до затопления не разобран кирпичный завод, в Большеокинске и вовсе директор совхоза собирается засыпать в закрома новый урожай. «Чем думает такой руководитель и каких водоплавающих он планирует кормить зерном?» – спрашивает газета. 
На 1 января 1961 года в зоне затопления работало 30 предприятий, проживали 26 тысяч человек. К сентябрю было перенесено 903 строения, 2417 снесено. От леса очищено 13700 га площадей. 
31 августа гидромонтажники подготовили 150-тонные затворы, чтобы в назначенный час опустить их и перекрыть донное отверстие. Этот час настал 1 сентября. В 17 часов на седом утесе Журавлиная грудь собрались тысячи человек, чтобы засвидетельствовать, как воды Ангары разольются в море.

 

 

Прощаться было тяжело

А на следующий день в газете «Красное знамя» вышла уже упомянутая статья о кончине Братска-острожного. Легко расправляясь с историей, корреспондент пишет о том, что «навсегда смолк грозный голос Падунского порога. Пройдет несколько дней, и воды искусственного моря скроют под своими толщами старый Братск. 
Все его жители переселились на незатопляемые отметки, а на земле братских острогов пылают огненные языки. Они «слизывают» с лица земли непригодные к сносу строения. Это мирные пожары перед затоплением. Братск-
острожный, которому более 300 лет, прекращает свое существование. Но его история сохранится в двух башнях старинного острога. Одна из них будет перенесена в подмосковное село Коломенское, вторая – в поселок Постоянный. Она будет напоминать местному населению о далеком прошлом».
Вот так просто. Но с годами историю наши современники выправили, и Братск-острожный не кончился. Башня из поселка Постоянный перенесена в музей под открытым небом «Ангарская деревня». И встречаются здесь жители затопленных деревень. Они с горечью вспоминают непростое время переселения. Рассказывают, какой богатой была Ангара. Мы из газеты той поры узнаем, что «после образования Братского водохранилища изменится состав рыб. Преимущество займут хищные и сорные рыбы – окунь, плотва, ерш. Ценные же промысловые рыбы – стерлядь, осетр, сиг и отчасти елец – исчезнут». 
В связи с этим планировалось завезти в Братское водохранилище и акклиматизировать производителей омуля, сазана, леща и хариуса. По водохранилищу было намечено организовать более 150 промысловых участков, чтобы во время нереста вылавливать сорную и малоценную рыбу, дабы та не губила благородную. Похоже, этим планам не суждено было сбыться. 

 

«К братьям - в Братск!»

Еще один штрих из 61-го. В июне из ворот Кутаисского автозавода в Грузии с плакатами  «К братьям - в Братск!» выехал новый грузовик с романтическим названием «Колхида». На тот момент это было новое экспериментальное детище завода. И в качестве испытания комсомольцы КАЗа предложили совершить путь в 7000 километров от проходной завода до Братской ГЭС на Ангаре. Братск был выбран не случайно: в Грузии на реке Ингури как раз началось строительство одной из крупнейших гидроэлектростанций Кавказа. Позже Ингури ГЭС войдет в историю советского гидростроения одной из самых высоких плотин – 270 метров.
Маршрут комсомольского каравана «Колхида» проходил по таким крупным городам страны, как Новороссийск, Сталинград, Саратов, Кустанай. На всем протяжении маршрута они проводили встречи с молодежью, которая передавала привет и наилучшие пожелания строителям Братской ГЭС. 
Больше месяца заняла дорога. Когда грузинские машины прибыли в Братск, в котловане гидростанции состоялся митинг. Испытатели привезли приветы и подарки. Главное, они проверили на прочность новый грузовик и заверили, что в текущей семилетке он встанет на серийную сборку.

 

На подступах к энергии

А в Братске вовсю идет подготовка к пуску первого гидроагрегата станции. Предварительно руководство стройки планировало пустить его в дни работы ХХII съезда КПСС, но что-то не вышло. Зато к этому времени – 17 октября 1961-го удалось завершить монтаж «машины». Пусковым готовится стать 18 агрегат. Машинный зал далек от того вида, в котором пребывает сейчас. К пуску первого агрегата не было даже крыши над зданием, поэтому агрегаты были накрыты шатром. 
Однако это не смущало монтажников, они видели свою цель и шли к ней. А в газете «Красное знамя» на смену отсчету времени по заполнению водохранилища, по которому теперь уже ходят теплоходы, баржи, катера, появляется календарь, приближающий начало работы Братской ГЭС. 
В конце октября. Первый агрегат поставлен на обороты. В котловане митинг. Это особый случай: теперь ведется круглосуточное дежурство у агрегата. Первым дежурным назначается Эльвира Солодовникова, недавняя выпускница Томского политеха. Ей ставится задача записывать в специальный журнал все пусковые операции. А строители и монтажники тем временем заняты подготовкой к подъему затвора водовода в шахте турбины. Медленно, по команде, поднимается стотонный щит. Ровно через два часа ангарская вода стала падать на лопасти рабочего колеса турбины, и первый агрегат сделал первые обороты. 

 

Потом приехал Хрущев

Дальше будет уже пуск агрегата в промышленную нагрузку, произведет его дежурный инженер Георгий Георгиади ночью 28 ноября 1961 года, а наутро в Братск прибудет спецпоезд с руководителем государства Никитой Хрущевым. Прямо со станции Падунские пороги Хрущев в сопровождении группы товарищей отправится на Братскую ГЭС. Здесь осмотрит перемены, которые произошли с момента его предыдущего визита в 1959-м. И направится в машинный зал станции. 
У 18-го гидроагрегата главный инженер Братской ГЭС Иван Глухов докладывает первому лицу государства, что самый крупный в мире гидроагрегат мощностью 225 тыс. киловатт готов для выдачи электроэнергии в объединенную энергосистему Сибири. Дальше рукопожатия, Никита Хрущев поворачивает штурвал регулятора скоростей турбины, и Братская ГЭС начинает уже новую историю.

 

Чтоб медведи не задрали и чтоб зубы сберегла

А жизнь за пределами станции идет своим чередом. Вот в деревне Подъеланка молодая учительница Ольга Васильевна Сиромаха собрала рабочих совхоза, чтобы рассказать им о решениях исторического съезда партии. Перед лекцией Ольга вспоминает, как прибыла она в Сибирь в 1956-м. Как три дня сидела в Братском аэропорту в ожидании летной погоды для «ЯК-12», чтобы попасть в Подъеланку. До этого Ольга шесть суток ехала поездом с Украины. 
Не хотели пускать ее родные. Дедушка пугал медведями, мама набивала чемодан яблоками, чтобы без витаминов дочка не потеряла зубы. «На четвертый день над тайгой заалело чисто вымытое утро, – читаем в газете. – Начальник аэропорта Мареев сказал: «Собирайся, дочка, скоро полетишь». И вскоре маленький трудяга тайги «ЯК» поднялся в воздух. К вечеру он подлетел к деревне Нижняя Шаманка. – Дальше не полечу, облачность низкая, – заявил пилот. Тут до Подъеланки еще километров 30. Попросите людей, может, они вас на моторной лодке довезут». 
В итоге нашлись такие люди, довезли. И вот уже пять лет живет в Сибири учительница Сиромаха и всякий раз, когда видит в небе самолет, вспоминает свой путь в Подъеланку. 

Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)



Категория: ВРЕМЯ, НАЗАД! | Рейтинг: 5.0/1
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .