15.04.2016   16:42
ЕСЛИ КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

Газета «Знамя» продолжает свою антикризисную рубрику «Работа не волк», где мы рассказываем о востребованных специальностях города Братска. Причем мы говорим о профессиях, которые, в большинстве своем, не требуют большой квалификации, а значит, доступны многим. 

 

Как говорят специалисты по подбору персонала, в кризис очень многие россияне задумываются о дополнительном заработке и даже смене постоянной работы. И братчане в этом случае – не исключение. И сегодня мы представляем еще одну специальность, спрос на которую в городе велик. По официальной информации Центра занятости Братска, а также основных интернет-ресурсов по поиску работы, в нашем городе более трех десятков вакансий официанта.
Сегодня найти работу официанта не сложно. Несмотря на кризис, с каждым годом заведений общепита становится всё больше, потребность в кадрах есть всегда. И Братск в этом плане не исключение.
Но было бы ошибкой думать, что в профессии официанта нет ничего сложного, и подводных камней нет. Как уверяют управляющие заведений общепита, и сложности есть, и определенные навыки нужны. Опять же, это если речь идет не о дешевых «забегаловках», а о заведении, претендующем на определенный статус. 
По статистике, чаще всего на работу официантом устраиваются студенты или уже выпускники вузов. Вообще считается, что официант - профессия для молодых. Возможно, именно поэтому на этом месте никто долго не задерживается, и «текучка» кадров в кафе, ресторанах и барах довольно-таки высокая. 
Как рассказали наши сегодняшние респонденты, в обязанности официанта входит принять заказ у клиента, обеспечить его своевременное исполнение, быть, что называется, всегда «под рукой», и в конце рассчитать посетителя. Но самое главное, сделать так, чтобы в следующий раз человек захотел еще раз вернуться в заведение. Тут можно упомянуть интересную статистку: в среднем официант за день проходит от 10 до 25 километров при весе подноса в 7-10 кг. Тяжеловато, не правда ли?
В заведениях, которые тщательно поддерживают свой статус, весь персонал проходит специальное обучение перед устройством на работу. Основы профессии объясняют уже на практике: кого первым обслужить – мужчину или женщину, как правильно сервировать стол, в какой последовательности должны лежать приборы, знакомят с информацией о блюдах и напитках, а также ценах, и еще много важных нюансов. На этом обязанности официанта не заканчиваются. В сотрудниках ценятся и личные качества: коммуникабельность, приветливость, уважительное отношение к посетителям, умение найти выход из затруднительной ситуации, аккуратность, доброжелательность, расторопность. К тому же официант должен иметь всегда приятный внешний вид. 

 


Первому нашему сегодняшнему герою – Константину 26 лет и он обожает свою работу официанта. По-крайней мере, молодой человек с восторгом рассказывает о своей профессии. Братчанин два года работает в одном из престижных баров города. Окончив университет и попробовав себя в приобретенной профессии экономиста, Константин решил, что душа к подобному труду у него «не лежит». О вакансии официанта в баре молодой человек узнал от друга. Но в этом случае, в отличие от вышеописанного, чтобы взяли на работу, пришлось потрудиться. Опыт работы в сфере ресторанного бизнеса приветствовался, а его у Константина на тот момент не было. На время стажировки парня закрепили за опытным наставником, который и обучал его всем тонкостям работы официанта. 
- Во-первых, пришлось выучить меню. Но не просто ассортимент блюд, а требовалось знание всех ингредиентов и способы приготовления. Также в моей работе необходимо знание этикета обслуживания: как правильно встать, какой рукой наливать и еще много чего, - рассказал Константин. – Могу отметить, что официант совмещает в себе еще и работу психологом. К каждому посетителю нужен индивидуальный подход. А бывают клиенты, которым просто хочется поделиться своими переживаниями. 
О смене профессии Константин даже и не думает. Официальный заработок, полный соцпакет, часто бывают неплохие чаевые – жаловаться особо не на что. Тем более, в перспективе карьерный рост до администратора зала. А над стереотипом «официант не престижная работа» Константин просто смеется и не принимает на свой счет, и стоит согласиться, что ему лучше известно, что престижно, а что нет. 
Как уверяют сами официанты, основной плюс этой профессии в том, что какого-то специального образования не требуется. Можно ограничиться лишь курсами. К тому же работу официантом можно совмещать с учебой или с другой работой по графику. Совсем неплохо и то, что помимо основной зарплаты официант «подзарабатывает» на чаевых. 
Есть и минусы. Главный – практически полное отсутствие карьерного роста. Как вариант – должность администратора или управляющего. Но тут надо будет потрудиться и постараться. Еще один минус – капризные клиенты, к которым не всегда получается найти подход. 
Второй нашей героине – Анне 20 лет и она студентка. Вот уже почти полгода девушка работает официанткой в одном из городских кафе. Как рассказывает Анна, на работу её взяли сразу: никаких специальных тестов на собеседовании не было, как не было и каких-то конкретных требований к знаниям, например, «о правильном предназначении и использовании всех столовых приборов». Больше всего будущий работодатель интересовался, не помешает ли учеба работе. От девушки потребовали оформить санитарную книжку и, несмотря на то, что опыта на подобной должности у студентки не было, на работу Анна вышла на следующий день. Обучение проходила уже по ходу деятельности. 
- Когда я пошла на 3 курс университета, срочно понадобились деньги. Естественно, на полный рабочий день у меня не было времени из-за учебы. Подумав, решила устроиться официанткой. Сейчас в месяц получается около 15 тысяч рублей. График – два через два. Плохо, что иногда не высыпаюсь. Но до этого пробовала работать в офисе, и мне не понравилось из-за «завала» с документами. Тем более, пришлось бы переходить на «заочку» в университете. К тому же в офисе я получала на треть меньше, чем в кафе. 
Но и в профессии официанта Анна отмечает некоторые сложности. Например, большой объем работы в выходные дни или на праздновании юбилеев или свадеб. В такие моменты присесть даже на 5 минут некогда. Огромным минусом в своей работе студентка отмечает непорядочных клиентов: могут нахамить, отругать, некоторые стараются обмануть по счету… В общем, инциденты случаются. 
По словам Анны, она не видит себя в будущем официанткой. После окончания университета девушка намерена всё же устроиться по специальности.

P.S. В этот раз, вопреки уже сложившейся традиции рубрики «Работа не волк», мы не смогли проанализировать зарплатные предложения рассматриваемой профессии. Все дело в том, что здесь все слишком индивидуально и итоговый заработок может зависеть от массы различных факторов, о которых лучше отдельно договариваться с работодателем. 


Олеся КЛЕШКОВА



Категория: РАБОТА НЕ ВОЛК | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .